Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Идринское
24 июня, чт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Идринское
24 июня, чт

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

21 июня 2016
3

Устное народное творчество – первооснова всей музыкальной культуры. Древнейшими музыкальными произведениями были различные виды устного народного и музыкально-поэтического творчества, возникшие на заре развития человечества. Например: трудовые припевки, песни-заклички стихий и явлений природы, охотничьи сигналы, колыбельные, причитания по умершим и т.д.

  Песня всегда связана с жизнью народа, с его эстетическими и этическими представлениями. В ней с глубокой правдивостью отображены все горести и радости народа, его характер, национальная самобытность. В разнообразных видах песен  отражены не только жизнь и быт, но и мировоззрение, жизненные интересы. Народные песни исполнялись на лоне природы, так как сама природа боготворилась и обожествлялась. Это естественно, ибо после великих трудов русский человек всегда искал единения с природой, с землей.

Песни воодушевляли людей, в них проявлялись свободолюбие, революционные настроения народа, передовых его слоев, моральные и этические идеалы. В этом и есть основная идейная направленность народной лирической песни, сказавшаяся не только в ее содержании, но и в художественных особенностях.

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы различают: календарные песни (весенние, летние, осенние, зимние); праздничные песни (колядные, масленичные, купальские и т. д.); обрядовые песни (величальные, родильные, крестильные, похоронные и т. д.); внеобрядовые песни (лирические, трудовые, хороводные, плясовые, исторические).

С устной природой теснейшим образом связана и другая специфическая особенность народного творчества: коллективность творческого процесса, а также присущая фольклору изменяемость (многовариантность) народных песенных текстов и напевов. Передаваясь из уст в уста, из одного поколения в другое, всякое музыкальное поэтическое произведение в большей или меньшей степени меняет свой первоначальный облик.

Со времен глубокой древности народная песня сопровождала различные стороны трудовой деятельности и быта восточных славян и была теснейшим образом связана с земледельческим календарем. В устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились  жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это особого рода трудовые припевки и возгласы-сигналы, сопровождавшие некоторые виды наиболее тяжелых артельных работ. Отличительную черту подобных припевок составляет связь с ритмом трудовых движений в моменты объединенных усилий работающих. С течением времени из простейших трудовых возгласов и небольших припевов сформировались  весьма развитые мелодически трудовые песни, например «Дубинушка». Особую разновидность русских трудовых припевок составляли бурлацкие «лямочные» песни, использовавшиеся волжскими артелями бурлаков.

К числу древнейших по происхождению песен восточных славян относятся  также и различные виды земледельческих песен годового круга. Песни такого рода исполнялись в определенное время года, иногда даже в строго определенное число. Главная тема – земледельческий труд и те явления природы, от которых зависела успешность труда. Связь с тем или иным видом земледельческого установлена в этих песнях в приуроченности их исполнения ко времени определенных полевых работ. Характерны в этом отношении весенние хороводные песни: «А кто с нами пашенку пахати», «А мы просо сеяли», «Земелюшка-чернозем». Наконец, многочисленные хороводные песни, в которых рассказывалось о цикле разнообразных работ, связанных с уходом за льном, вплоть до его превращения в ткань («Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Посеяли девки лен»). Некоторые песни сопровождались играми, воспроизводящими трудовые движения.

Песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Обряды, сопровождающиеся песнями, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

 Человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между собой и окружающей природой. В процессе развития менялось мировоззрение народа, менялись принципы песенного творчества. Появлялись новые темы, идеи и образы, в песнях отражались новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая. Магическое начало утрачивается, разрушается.

"Идринский вестник" Редакция газеты