Меню
12+

Сайт «Идринский вестник». ЭЛ № ФС 77-69496, зарегистрирован Роскомнадзором 25.04.2017 г.

12.06.2020 20:39 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Энцы: носители редчайшего языка на Земле

Давайте жить дружно

#Давайтежитьдружно

Энцы являются очень малочисленным коренным самодийским народом Севера. На сегодняшний день количество энцев составляет всего около двухсот человек. По языку, культуре и территории проживания энцы делятся на две этнические группы: тундровые (хантайские самоеды) и лесные (карасинские самоеды). В начале 20 века народность подверглась ассимиляции ненцами и нганасанами, но смогла противостоять полному слиянию и поглощению, несмотря на свою малочисленность, сохранила язык, обычаи, культуру.

Народ проживает на территории Российской Федерации, в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. Несмотря на свою малочисленность, энцы делятся на две этнических группы. Лесные энцы живут, в основном, в поселке Потапово, а тундровые – в поселке Воронцово. Оба поселка являются многонациональными. Кроме того, народ проживает в районе города Дудинка, поселке Усть-Авам, некоторые совместно с нганасанами населяют местности Таймыра. Единичные представители этого народа проживают и в других районах Красноярского края.

Название «энцы» образовано от слова «эннэчэ», которое переводится как «человек». До середины 20 века энецкий считался одним из диалектов ненецкого языка. Энецкий язык делится на два диалекта: лесной (пэ-бай) и тундровый (сомату). Они кардинально отличаются друг от друга по языковой структуре, поэтому затруднено взаимопонимание между их носителями. Иногда лесные и тундровые энцы даже не относят себя к одной национальности.

На протяжении долгого времени энецкий язык был бесписьменным. В 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты «Таймыр». На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников.

Основное количество народа хорошо владеет русским и ненецким языками. Сегодня энецкий используется в основном в быту, преимущественно старшим поколением. Носителей языка осталось крайне мало. С 2012 года начал реализовываться проект по возрождению энецкого языка. В селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.

Официально народ считается православным, но по причине труднодоступности их мест проживания и удаленности, миссионеры так и не смогли окончательно обратить энцев в православную веру. Большинство из них по сей день поклоняется явлениям природы, духам-хозяевам, исповедует анимистический пантеизм, шаманизм. Изображения духов располагаются в особых местах в лесу и на сопках. Духам приносят в жертву деньги, мясо оленя, кусочки сукна.

Широко распространено у энцев почитание зверей, птиц и рыб, но самое важное место занимает олень. Белая масть считается священной, народ верит, что эти животные принадлежат главному божеству Нуму. Таких оленей нельзя убивать, есть, впрягать в нарты.

Традиционная пища энцев — мороженная, свежая вареная и соленая рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из растительной пищи в рационе

народа присутствует дикий лук, коренья, ягоды. Листья брусники и древесные наросты раньше заваривали и пили, сегодня популярный напиток энцев — чай.

Национальная одежда энцев соответствует суровому климату Севера. Мужчины энцы носят двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, высокая обувь из оленьих камусов. Женская парка распашная. К верхней одежде пришивают рукавицы «оби» из камуса. Если предстоит поездка в тундру в зимнее время, вместо парки надевают сокуй — теплую меховую одежду, которая служит в пути спальным мешком. Спать в сокуй можно прямо на снегу. Украшают ее длинными кистями из полосок цветного сукна и меха.

Основным занятием энцев является охота на дикого оленя, рыболовство. Раньше для охоты использовали домашних оленей, которых специально обучали. Рога им обматывали ремнями, подпускали к диким оленям и ждали, когда они вступят в драку. В результате дикие олени запутывались в ремнях своими рогами и энцы их ловили. Сейчас используют более современные виды охоты. Развита пушная охота, распространено вьючное, упряжное оленеводство. Женщины занимаются делами по хозяйству, детьми, приготовлением пищи, художественной аппликацией по сукну, меху, шьют одежду. Мужчины обеспечивают благополучие семьи, выполняют тяжелую работу, занимаются резьбой по кости.

Энецкий фольклор делится на несколько жанров. Сюдбичу — большие эпические произведения о богатырях-оленеводах, странствующих в поисках жены, богатства. Они сражаются с врагами, великанами-людоедами. Деричу — рассказы, сказки, исторические предания, мифы, легенды.

Музыка представлена фольклорной традицией, схожа с музыкой нганасан и ненцев. В песенной культуре существует два жанра: барэ (индивидуальная импровизация); кунуярэ у тундровых, кинуадэ у лесных (песенно-поэтические высказывания с традиционной системой иносказательных образов и символов). Основной музыкальный инструмент народа — шаманский бубен. У тундровых энцев он называется «педди», у лесных «фендир».

Одним из главных праздников энцев является окончание полярной ночи, отмечают его в конце января — начале февраля. В этот период солнце показывается на небосклоне после долгого отсутствия. Для праздника строят или выделяют из всей деревни один «чистый чум», несколько дней подряд в нем находится шаман и непрерывно камлает. На улице молодежь танцует старинные танцы, устраивает игры под звуки бубна. Иногда возводили тоннель «каменные ворота», около которого проводились камлания. Все проходили через этот тоннель вслед за шаманом.

Существовала у энцев и особая традиция, связанная с именем. При рождении ребенку давали прозвище, связанное с обстоятельствами его рождения или внешностью. После совершеннолетия прозвище заменяли именем, данным в честь кого-то из близких родственников.

Очень строго осуждается у народа воровство, неуважение к старшим и гостям. Природу народ почитает и считает ее источником, дарителем всего необходимого

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

2