Меню
12+

Сайт «Идринский вестник». ЭЛ № ФС 77-69496 от 25.04.2017 г.

14.05.2018 08:37 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от  10.05.2018 г.

МАЛОЧИСЛЕННЫЙ НАРОД СЕВЕРА

Автор: Вера Вопилова
Корреспондент

Народ кетов относится к самым малочисленным и малоизученным коренным группам Сибири. Они проживали на территории современной Сибири еще в первом тысячелетии нашей эры. Появились, по предположениям ученых, в результате смешения европеоидной и монголоидной рас. Антропологи долго относили их к уральскому типу, но в последнее время склоняются к версии о том, что кеты могут считаться самостоятельным енисейским типом.

Кеты не всегда носили это название. Изначально русские называли этот народ остяками и лишь уточняли места их проживания, чтобы не путать племена. Так как большинство кетов традиционно селились на берегах Енисея, то их именовали енисейскими остяками. Однако позднее подобная терминология стала запутывать ученых, так как к остякам фактически было отнесено три разных народности. Приблизительно в двадцатые годы прошлого века был придуман термин «кеты», который переводился как «человек» или «люди». Со временем большая часть этого северного народа стала именовать себя кетами, и лишь менее двадцати процентов продолжают использовать уже устаревшее слово остыган. Ученые предполагают, что изначально кеты проживали на территории Южной Сибири. Они селились небольшими группами и общались с большинством своих соседей: аринами, асанами и так далее. Приблизительно в первом тысячелетии они начали мигрировать и достигли берегов Енисея, где и осели, расселившись по всем притокам. Вплоть до тринадцатого века кеты активно заселяли Енисей, их следы были обнаружены практически на всей территории. Именно этот факт объяснил ученым наличие различных диалектов кетского языка, возникших как следствие оторванности одних племен от других.

Издревле кеты селились в низовьях и верховьях Енисея. Здесь всегда было достаточно пушного зверя и рыбы, которая активно употреблялась в пищу. В настоящее время практически все кеты живут на территории Красноярского края. Наиболее плотно ими заселен Туруханский район, небольшие группы располагаются у притоков Енисея.

Стоит отметить, что этническими группами живут далеко не все кеты. Народ отличается некоторой замкнутостью и обособленностью, поэтому еще до прихода в Сибирь русских первооткрывателей представители племени могли жить семьями, находясь на тысячи километров от основных поселений своего народа.

В данный момент кетский язык – последний из богатой енисейской языковой семьи. Другие народы, разговаривающие на схожих наречиях, окончательно лишились своего родного языка еще в 18–19 вв. Лингвисты с огромным удовольствием изучают кетский язык, хотя он и отличается сложностью и имеет три диалекта. Однако разница между ними не является слишком заметной.

Еще в конце 18 века кеты выделялись тем, что шили одежду из покупных материалов. Часто использовали шкуры диких и домашних животных. Идеально подходили олени, зайцы и белки. Из сукна кеты шили плотные и удобные халаты с запахом и широкие штаны. Обязательным атрибутом костюма были шерстяные чулки, они доходили до колена и плотно облегали голень. Обувь преимущественно шилась из кожи и окрашивалась в разные оттенки красного. Зимой костюм дополнялся верхней одеждой из шкур и обязательными охотничьими лыжами. Их всегда проклеивали камусом и смазывали животным жиром.

Так как народ практически всегда обитал в тайге, то и быт его был предельно прост и удобен для охотников. Основным занятием большинства кетов была и остается до сих пор охота и рыболовство. Белка, как главный объект пушного промысла, составляла 80-90 % стоимости всей добываемой пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки, кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса добываемых диких оленей и лосей.

Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во II половине XVII-XVIII веков у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех кетов, часть народа, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, не занималась оленеводством.

Самыми распространенными были два вида жилища. Чум выстраивался из длинных жердей и накрывался берестой. В случае, когда необходимо было срочно поменять место жительства, чум можно было легко разобрать и перевезти.

Землянки редко переносились, ведь обустраивать новое жилище было весьма затратно по времени. Землянка обычно была небольшой и выстилалась берестой со свежими пихтовыми ветками. Внутри кеты устанавливали несколько столиков из березы, за которыми питались члены семьи. Практически вся домашняя утварь изготавливалась из березы или рога, в основном это были чашки, поварешки и некое подобие пиал для бульона. На рыбалку кеты отправлялись на легких лодках, изготовленных из выдолбленного дерева. Иногда использовались большие суда, которые могли принять на борт до четырех тонн груза. Для зимы охотники изготавливали волокуши и нарты, в ход шло дерево и шкуры оленей. Такой способ позволял доставить до поселка иногда до пяти туш животных одновременно.

Современные кеты занимаются в основном пушной охотой, огородничеством и рыболовством; сформировалась интеллигенция. Предпринимаются попытки по сохранению традиционной культуры. С 1995 года существует Ассоциация коренных малочисленных народов Туруханского севера, этнокультурный центр с музеем в Туруханске, с 2004 – Красноярская региональная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Ассоциация кетов».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4