08.11.2017 08:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от  10.11.2017 г.

МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ ЛЕТЧИКОВ

Автор: Вера Вопилова
Корреспондент

«Аляска–Сибирь» — воздушная трасса между США и СССР, действующая по 1945 год, по которой перегонялись американские боевые самолеты, поставляемые в СССР по договору ленд-лиза.

В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовали фашисты. Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Транспортировка через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев. Президент США Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени...».

В октябре 1942 года Сталин вызвал к себе начальника полярной авиации Илью Мазарука. На вопрос Сталина: «Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?» Мазарук ответил отрицательно, объяснив это отсутствием аэродромов, запасов горючего и крайне сложными метеорологическими условиями. Сталин подошел к столу, перевернул листки календаря, что-то написал на одном из них и, повернувшись к членам Государственного комитета обороны Ворошилову и Новикову, произнес: «Послезавтра доложите. Трасса должна быть...».

В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе

в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке. Уже 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых

с Аляски американских самолетов.

Расстояние советской части трассы от города Фэрбенкса на Аляске до Красноярска составляло 6400 километров. А учитывая американский отрезок трассы в 4800 км над Канадой, плюс еще многие тысячи километров до фронтовых аэродромов, общий путь самолетов составлял около 14 тысяч километров. В качестве второстепенных задач на трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников. За время почти трехлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста было доставлено в Красноярск более семи тысяч боевых самолетов.

Тысячи пилотов, штурманов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Маршруты были неимоверно трудными.

В случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют, но вызволить его из ледового плена гор или непроходимой тайги уже не могла никакая экспедиция. Это была дорога жизни, на обочине которой всегда ждала смерть. Мужество и героизм участников тех событий должны занять достойное место как в истории Великой Отечественной войны, так и в истории Второй мировой войны в целом. Сейчас по всей трассе стоят обелиски в память о погибших.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

0